Японские привидения эпохи Эдо

Tori Рубрика: Японские духи и демоны Метки: , , , ,
Японские привидения

Японские привидения

Во время периода Эдо многие привидения были женщинами.

И хотя привидения и истории о них были частью японской культуры в течение многих веков, имен­но в период Эдо возродился сильный интерес к сверхъес­тественному.

Возможно, потому, что в этот длинный ис­торический период в японском обществе осуществился социальный переворот, в ходе которого были созданы классовые структуры и свобода простых людей подверг­лась ограничениям.

Быть может, новая волна сверхъестественных явле­ний, включающая привидения, демонов и оборотней, от­ражала настроения неуверенности и беспокойства, царя­щие в обществе.

Или это была просто эпоха, жаждущая чего-нибудь захватывающего и таинственного. Особенно популярным был сценарий возвращения разгневанной женщины-привидения, желающей отомстить за плохое с ней обращение в прошлой жизни.

Художники периода Эдо чаще всего изображали эту женщину-привидение в образе хрупкой фигуры с длинны­ми развевающимися волосами и манящими к себе рука­ми. Обычно она была одета в светлые или белые одежды, ее тело ниже талии сужалось и растворялось.

Японцы до сих пор представляют себе привидения без ног, с руками, согнутыми в локтях, и стоженными в молитве кистями. В рассказах того времени длительность страданий человека, испытанных во время реальной жизни, напрямую влияла на характер и облик его духа: опороченная женщина могла вернуться в образе чрезвычайно мерзкого привидения.

Разнообразие характеров женщин-привидений хоро­шо отражено в сборнике «Угэцу-моногатари» («Истории о лунном свете и дожде»), составленном писателем Уэда Аки-нари (1734-1809).

Не только женщинами был населен мир привидений. У мужчин-привидений тоже было свое место, и, безуслов­но, они были среди самых популярных персонажей в те­атре Кабуки - когда привидение выходило на сцену, это производило невероятный драматический эффект.

Со­гласно принятым в Кабуки правилам лицо привидения должно быть бледно-голубым, с бровями серебристого цвета, синими или черными губами. Духу-скитальцу под­ходила взъерошенная шевелюра, которая свисала вокруг плеч. В популярном в эпоху Эдо искусстве укиё-э также нашлось место привидениям.

Одна из известных гравюр Утагавы изображает привидение Сакура Согоро, героя спектакля «Сакура Гиминдэн» («Легенда о Сакура, справед­ливом человеке») в театре Кабуки. Привидений в спектак­лях Кабуки играют часто с ужасающими подробностями, но зло неизбежно терпит поражение.

Обычно всегда на­ходится какое-нибудь целебное средство от самых неве­роятных страданий и кровопролития, и справедливость в конце концов всегда одерживает победу.

« »

Ваш отзыв